
91-летняя Ванда Объедкова умерла в Мариуполе 4 апреля от холода и голода, укрываясь от бомбежек в подвале магазина недалеко от своего дома. Дочь с мужем похоронили ее в городском парке и только после этого смогли покинуть город.
В первую оккупацию Мариуполя в 1941 году Ванде было 10 лет. Тогда она тоже пряталась в подвале, пока ее мать-еврейку не забрали нацисты и не расстреляли на окраине города вместе с тысячами других евреев. Остаток войны до освобождения Мариуполя в 1943 Ванда провела в больнице у отца-нееврея, выдавая себя за гречанку.
Дом, в котором она жила, разделил участь тысяч других мариупольских домов и был полностью разрушен российскими бомбами, ракетами и снарядами, а вместе с ним, как считали ее родственники, сгорела и кассета со свидетельствами Объедковой, которые в 1998 году записал Фонд Шоа, документирующий преступления нацистов в период Холокоста.
К счастью, копия ее воспоминаний сохранилась в Израиле и уже доступна в youtube-канале Фонда Шоа. Сходство между тем, что пережил Мариуполь в 1941 и переживает сейчас, более чем очевидно. Об этом в Facebook написал президент Еврейской конфедерации Украины Борис Ложкин.